Неделя Всех Святых

Неделя Всех Святых, или День Всех Святых, переходящий церковный праздник, празднуется среди православных христиан в первое воскресенье после Троицы – Пятидесятницы, завершая таким образом череду праздников, связанных с праздником Воскресения Христова: Вознесения, Троицы, Сошествия Святого Духа на апостолов.

Сразу после праздника Недели Всех Святых в воскресный день с понедельника начинается Петров пост. Длительность его зависит от дня празднования Пасхи и соответственно Троицы. Идет Петров пост до 11 июля включительно, поскольку завершается 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

В этот день мы прославляем и благодарим, и ублажаем в песнопениях праздничных богослужений всех святых во всех чинах их: патриархов, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, исповедников, святителей, преподобных и праведных отцов и матерей и всех святых, но более всех и передо всеми – Невесту Неневестную, Богоматерь, Царицу Небесную Приснодеву Марию.

Имена святых, которые своими подвигами восславили имя Господне, не все сохранились ни в летописях, ни в памяти людской, так что Неделя Всех Святых – это действительно День ВСЕХ Святых. Тем самым восполняется весь сонм их, включая тех, для кого, особенно среди первомучеников, не установлены особые празднования, нет специально для них созданных молитв. Часто у посетителей нашего сайта возникают вопросы о том, когда и как молиться святому, имя которого есть в святцах, но нет ни отдельного дня совершения празднования, ни отдельной молитвы. День Всех Святых – самый подобающий в этом случае момент, когда человек может вознести благодарную молитву своему менее известному святому, а также Всевышнему за то, что Он дал нам небесного покровителя, к которому мы можем теперь обратиться за молитвенной помощью и с благодарственным словом.

После праздника Сошествия Святого Духа на апостолов вполне закономерно восславить всех, кто получил особый дар Благодати Божией, став Его со-работником и здесь, на земле. Наши святые – и чтимые всем христианским миром, такие, как равноапостольные царь Константин и царица Елена, святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский, Мария Египетская и Андрей Критский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский,  и те, что были почти что нашими современниками – святые митрополиты Иоанн Кронштадтский и Лука Крымский – духовный просветитель нелегкого времени и великий хирург, всех не перечесть, являют собой пример для подражания.

Но как приблизиться к этому «будущему веку», под которым подразумевается вхождение в Царствие Небесное? Каждый из святых принимает нас под свое покровительство, которое, однако, не означает, что, кроме просьб, мы можем себе позволить ничего более не делать, ну поблагодарить иногда за помощь, что чаще забывается, как только проблемы решены. Наши святые были к себе чрезвычайно требовательны, и эта строгость, эта требовательность к себе в первую очередь должна передаться и нам. Нам не повторить их подвигов, в некоторых случаях в этом уже нет такой потребности, диктуемой временем, – особенно это касается тех, кто принял мученическую смерть в давние времена гонения на христиан. Мы можем найти другой путь, свой собственный, посильный и своевременный для нас. Но стремиться следовать образцу их личностей, пытаться приблизиться к их мировоззрению, учиться у них самоотверженной любви к Богу – нам вполне по силам. Поэтому в Неделю Всех Святых мы вспоминаем их не только по именам.

Важно, как отмечают в этот день многие священнослужители во время проповедей на праздничной Божественной литургии, знать и самые подвиги святых, иметь перед собою их вдохновительные примеры и осознавать то, какими благодатными дарами награждает Господь за подвижническое и любовное служение Ему. Любовное – значит ненасильственное, не через «не хочу, но надо», а добровольное, сердечное, искреннее, ибо Он сам говорил: «Милости прошу, а не жертвы». «Милость» же в переводе с некоторых славянских языков – «любовь», но обозначает не частное чувство, не страсть, – а любовь и надмирную, и общечеловеческую ко всему сущему. Такое сердечное чувство приносили Присносущему Богу все святые от первых времен, от ветхозаветных пророков до святых нашего времени, и оно сторицей возвращалось к ним, давая силы и радость преодолевать искушения, труды и частые гонения в земном существовании.

Вот так наши святые, их земная жизнь становились живыми, исторически реальными примерами того, как каждый живущий после Пасхи, Вознесения и Сошествия Святого Духа на апостолов способен соединиться с Богом настолько, чтобы в известном смысле обрести Царство Божие на земле. И в восхвалении святых наших в их праздник вспоминаются слова святого Иоанна Златоуста: «Не хвалите нас, не воспевайте нас, а уподобьтесь нам». Хвалить, конечно, будем, и воспевать станем – из благодарного чувства, но уподобиться им – это тоже вид благодарности. Каждый святой – и учитель, и наставник, и нет большей радости учителю, когда он видит, что ученик следует за ним, как все они, начиная с апостолов, последовали за Христом.

Апостолы Христовы также были когда-то простыми, обычными людьми, имевшими обычную биографию, их жизнь так продолжалась бы и закончилась бы «как у всех», если бы Христос не призвал их на служение и в ученичество. По этому случаю владыка Антоний Сурожский в одной из своих проповедей в Неделю Всех Святых говорил: «Это не только слава церковная, это зов, обращенный к каждому из нас. Сегодня нас призывает Евангельское чтение, вдохновляет Апостольское послание так любить Бога, чтобы стать Его подлинными учениками. И это значит, что наша вера в Него должна быть и изо дня в день становиться все более реально верностью, так, чтобы, видя нас, видя, как мы живем, кем мы являемся, другие люди могли поверить, что Христос пришел спасти мир и что стоит следовать за Ним как за Учителем и другом».

Святость – это не почетная грамота за хорошо прожитую жизнь, не аттестат с оценками, где одни только пятерки. Святость – это свидетельство о том «да», которое однажды человек говорит на призыв Божий, на веяние Святого Духа. Говорит не просто устами, а полным изменением своего взгляда на жизнь, исправлением своего бытия.

Известно, что у Бога нет времени, как его представляем мы, разделяя земную жизнь на Прошлое, Настоящее и Будущее. У Бога есть лишь Вечность. Прославляя всех святых, мы прославляем и тех, о ком пока есть только замысел Божий. Он уже существует в Вечности мира горнего, ожидая часа, когда ему надлежит воплотиться в земном бытии, в той человеческой личности, которой еще только предстоит прожить земную жизнь и совершить свой подвижнический труд во славу Божию до второго пришествия, которого ожидают все души, как сказано в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».