Преображение Господне

 

Преображение Господне, считаясь Церковью одним из двунадесятых праздников, уже в IV веке имело видное место в церковном календаре, как мы видим из проповедей и поучений таких великих Отцов Церкви, как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин и святитель Кирилл Александрийский; истоки праздника восходят к первым векам христианства. В том же IV веке святая царица Елена воздвигла в честь праздника храм на фаворской горе, на самом месте Преображения. Несмотря на то, что воспоминаемое событие произошло в феврале, за 40 дней до распятия, праздник был перенесен на месяц август, так как неуместно было отмечать славу и радость праздника среди покаянной скорби Великого Поста. Шестой день августа был выбран потому, что он приходился за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября по старому стилю), когда снова воспоминались Страсти Господни.

Что же такое Преображение Господне, ставшее идеалом нашего человеческого просветления, или преображения, и зачем понадобилось Господу Богу, Творцу мира, живущему во свете неприступном, преображаться пред свидетелями — Своими учениками и апостолами? Святое Евангелие устами богоглаголивых апостолов так говорит об этом преславном событии. Христос, взяв трех учеников: Петра (как первого по вере), Иоанна (как первого в любви) и Иакова (как первого в терпении и верности), взошел на гору помолиться (Лк.9,28). «… И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17,2), «… сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк.9,3). Какова же цель Преображения Господня? На этот вопрос дает ответ одно из церковных песнопений — кондак праздника: «…Ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Святые ученики виденное проповедят миру. Бог — это Свет, свидетельствует Божественное Откровение, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1,9; 4-5). Бог, живущий во свете неприступном, являет Себя миру, людям. Свет Его Божества осиял некоего гонителя христиан Савла на пути в Дамаск (Деян.9,3-4), Савла, ставшего затем ревностным апостолом и проповедником Евангелия и принявшего за проповедь о Христе мученическую кончину. Явил Господь Свой свет и славу первомученику архидиакону Стефану. Видевшие Его и слушавшие его заметили, что лицо его сияло и он был подобен Ангелу (Деян.6,15; 7,55-56).

Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что благодать Святого Духа есть прежде всего свет, просвещающий и освящающий всякого человека. «Вспомните пророка Моисея, — говорил он, — тайнозрителя Божественного Лица, получившего на Синае Откровение. Когда он сошел с горы Синай, люди не могли смотреть на него, потому что лицо его сияло. До конца дней своих он носил покрывало на лице своем, чтобы не поразить окружающих светом, который излучался от него». Вспомним само Преображение. Когда Христос просиял во свете Божества и когда явились возле Него небожители — великие пророки Моисей и Илия, ученики не могли больше смотреть на свет Преображения, пали лицом на землю, пока облако светлое не скрыло виденное.

Св. Ефрем Сирин учит: Господь явил Своим апостолам в Славе своего Преображения «царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему во спасение миру».

Кроме того, слава Преображения служит предъизображением светлого и славного Воскресения Господня, а по толкованию св. Прокла — предуказанием той славы, в какой придет некогда Господь, Судия живых и мертвых, и того преображенного состояния, в каком мы явимся в конце мира.

Мы просим в сегодняшний день, когда Господь преобразился на Фаворе и показал славу Свою и свет нерукотворенного духовного града Иерусалима, чтобы он осветил и наши грешные души Своим светом присносущным и Своей Божественной благодатью помог нам, грешным, пройти земной путь достойно того призвания, к которому мы все предназначены, быть небесными гражданами Горнего Иерусалима. Живите с Господом и умирайте с Господом! И пусть ваше сердце еще здесь, на земле, учится предвкушать радость увидеть Господа, Ему поклониться и с Ним быть в бесконечных веках.